Обложка книги: «О счастливцы, получившие в наследство изящный и пластичный латинский алфавит, ведущий с пишущим бесконечные завлекательные игры. Вам неведома прекрасная топорность кириллицы, её ОБШИРНЫЕ ЧАЩИ и ЦАРАПАЮЩИЕ ШИПЫ! Русские буквы, кажется, созданы для тренировки христианского смирения: скупые движения корявой рабочей руки, согретой дыханием на морозе, вот рисунок нашей азбуки».
Ольга Флоренская «Психология бытового шрифта»
«…наши заборные надписи товар уникальный, как дактилоскопические отпечатки. Их изготовление дело чрезвычайно интимное, произвольное и бескорыстное».
Ольга Флоренская «Психология бытового шрифта»
Под одной обложкой книга объединила нескольких замечательных исследователей в сфере уличной шрифтовой графики. Так, книга знакомит нас с исследованиями Ольгой Флоренской, Юрием Гулитовым, Юрием Молодковцом, Олегом Шагаповым и с составителем сборника Митей Харшаком.
Заслужено основателем научного исследования бытового шрифта считается Ольга Флоренская. Именно она, пробудившая своей публикацией «Психология бытового шрифта» интерес многих к уличной рукотворной шрифтовой графике, названной ею бытовым шрифтом. Данная книга полностью воспроизводит публикацию Флоренской 1991 года.
Исследования Ольги Флоренской всецело посвящены анализу заборных надписей, читаются легко и приятно, не на шутку заражая своим энтузиазмом. Зарядившись впечатлениями, дальнейшее изучение книги происходит на одном дыхании. Флоренская как бы задаёт тон всей книги, настраивая читателя на одну волну с авторами сборника.
Следующий исследователь графических ископаемых Юрий Гулитов. Он вместе со своими студентами ВАШГД представляет своё видение молодой кириллицы в своих шрифтовых композициях, основанных на бытовых реалиях уличной и студенческой жизни. Каждый вариант шрифта несёт в себе определённую смысловую нагрузку. Так, к примеру, шрифт «Скотч» был выполнен из самого скотча, а графемы гарнитуры «Уличной» подсмотрены на улицах Москвы.
Юрий Молодковец представляет на страницах сборника свою серию фотографий «Рождество», на которых запечатлена стена жизни одного из родильных домов Санкт-Петербурга. Стену украшают надписи, сделанные благодарными отцами своим жёнам. Одни благодарности из года в год сменяются другими, образуя фон для новых. Великолепные фотографии, которым явно не хватает первоначального цвета. Советую обязательно посмотреть в цвете на сайте Мити Харшака.
И снова фотографии городского фольклора, но сделанные уже из объектива Олега Шагапова, которого интересуют не отдельные моменты, а исследование рукотворной графики целиком.
Митя Харшак дизайнер, краевед, фотограф, искусствовед и преподаватель, объединивший множество собственных исследований в сфере уличной графики одним своим термином «графическая археология», В завершающей части книги Харшак знакомит читателей с вымирающими явлениями городской среды.
Здесь им представлена целая серия исследований: рукотворные плакаты танцевальных вечеров или «для тех кому за…», бывшие вывески, всем известные литеры М и Ж, опознавательные знаки остановок транспорта, рекламоносители, вывески в контексте времени. Также представлены результаты учебной программы Северо-Западного института печати «Графическая археология и шрифт».
Завершает книгу проект «Манускрипт» графическое исследование рукописи Владимира Набокова, с целью создания оригинального шрифта.
5 мая 2007